Моряки торгового флота в освобождении Заполярья. Чаленко Василий Иванович Краснодар.

 

Моряки торгового флота в освобождении Заполярья.Чаленко Василий Иванович Краснодар.

Географические условия поставили Северный флот на правый фланг главного фронта Второй мировой войны, хотя масштабы военных действий Карельского фронта в этом регионе уступали масштабности действий других фронтов. На море в базах Норвегии находились линкор «Тирпиц», 12—14 эсминцев и миноносцев, 50 сторожевых кораблей и тральщиков, около 50 сторожевых кораблей. Группировка подводных лодок была увеличена до 30 единиц.

Северному флоту в стратегической операции по освобождению Заполярья надлежало прорвать оборону противника через фронты Северного оборонительного района, отрезать пути отхода немцев от реки Западная Лица и развивать наступление на Петсамо, обеспечивая перевозки войск на западный берег Кольского залива.

На заключительном этапе войны моряки-северяне приняли участие в обеспечении боевых действий войск Карельского фронта, освобождавших Заполярье и Северную Норвегию.

Смелой по замыслу и выполнению была высадка десанта в ночь с 12 на 13 октября в порт Линахамари. Успех этого десанта был достигнут благодаря тактической внезапности, обусловленной стремительностью ночного прорыва катеров в Печенгский залив и четкой организацией взаимодействия между войсками фронта, кораблями, береговой артиллерией и авиацией. За успешную высадку десанта непосредственно на причалы порта командир отряда торпедных катеров Герой Советского Союза капитан-лейтенант А. Шабалин этого звания был удостоен повторно.

Освобождение Печенгской потребовало обеспечить доставку воинских частей и грузов в освобожденные порты Линахамари и Печенга. Одним из первых прибыл в Линахамари с грузом боеприпасов для советских войск, вступивших в Северную Норвегию, пароход «Революция», а вслед за ним — «Онега», «Спартак», «Пролетарий».

Воинские перевозки в период подготовки и ведения операции включали переправу через Кольский залив сил и средств, прибывавших для 14-й армии, а также доставку воинских грузов для частей приморского фланга и Северного оборонительного района.

Всего с 6 сентября по 17 октября через залив было перевезено 5719 человек, 96 танков, 19 самоходных орудий, три бронемашины, 153 орудия, 137 тракторов, 197 автомашин и другие грузы. В ходе же самой операции флот обеспечил перевозку морем 15 860 человек и более 15 тыс. т. грузов. Пассажирский пароход «Вятка» немногим позже доставил из Мурманска в Северную Норвегию подразделение Норвежской освободительной армии. Военные корабли обеспечили их проход через минные поля. В 1944 году суда НКМФ перевезли на Севере 600 тыс. т., а зимой и весной 1945 года — 90 тыс. т народнохозяйственных грузов.


Блогер, историк, биограф, фотограф Чаленко Василий Иванович 

Краснодар 

#ЧаленкоВасилийИвановичФотограф

#ЧаленкоВасилийИвановичКраснодар

#ВасилийЧаленко

#ВасилийИвановичЧаленко

#ВасилийИвановичЧаленкоКраснодар

#ВасилийЧаленкоКраснодар

#ЧаленкоВасилийКраснодар

#ЧаленкоВасилийКраснодарКубань

#ЧаленкоВасилийКраснодарРекаКубань

#ВасилийИвановичЧаленкоКраснодарФото

#погрансужба 

#полковникФСБЧаленкоВасилийКраснодар

#полковникФСБВасилийИвановичЧаленкоКраснодар

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

История и версии происхождения фамилии Чаленко

Пограничные войска интересные факты . История пограничной службы. Чаленко Василий Иванович Краснодар

«Есть такая профессия – Родину защищать» материал Василия Ивановича Чаленко Краснодар